А
начиналось все в 1978, когда в Свердловский архитектурный институт
поступили Бутусов Вячеслав и Умецкий Дмитрий. И отправились на картошку
в деревню Мамино... Cтуденты-архитекторы Вячеслав Бутусов (гитара,
вокал), Дмитрий Умецкий (бас, вокал), Андрей Саднов (гитара) и Игорь
Гончаров (барабаны), объединились в безымянную покуда группу, которая
играла на институтских вечерах и принимала участие в студенческой
самодеятельности. Они вовсю сочиняли собственные песни и даже записали
их на пленку, назвав свой проект "Али-Баба и Сорок Разбойников",
однако до времени эти упражнения не были интересны никому, кроме
них самих.
В 1983 их тогдашний звукооператор
Андрей Макаров предложил группе название "Наутилус", которое
и закрепилось за ней навсегда. В том же году "Наутилус"
под руководством доброго гения местной рок-сцены, клавишника и певца
"Урфин Джюса" Александра Пантыкина и звукорежиссера той
же группы Александра "Полковника" Гноевых записала свой
дебютный альбом "Переезд". Примерно тогда же состоялось
знакомство Бутусова с Ильей Кормильцевым, в ту пору текстовиком
"Урфин Джюса".
На вышедшем в марте 1985 альбоме "Невидимка"
группа предстала как "нововолновое" трио в составе: Бутусов,
Умецкий и Виктор Комаров (клавишные, ритм-бокс). На обложке "Невидимки"
(работа известного мастера кавер-дизайна Ильдара Зиганшина) впервые
появляется написание "Наутилус Помпилиус", что было сделано
с целью избежать путаницы с группой Евгения Маргулиса.
В июне 1986 "Наутилус Помпилиус",
состав которого усилил бывший музыкант "Флага" и "Урфин
Джюса" Алексей Могилевский (клавишные, саксофон), выступил
на 1-м фестивале открывшегося в том же марте местного рок-клуба,
но едва ли сумел воплотить на сцене свое студийное звучание. Тем
не менее всего месяц спустя вышел их следующий альбом "Разлука"
как показало будущее, лучшая и наиболее известная работа во всей
истории группы.
Распространение "Разлуки"
сделало ее имя известным практически всюду; впечатляюще-яркое, хотя
и неровное выступление перед знаменитым "Аквариумом" на
академически респектабельной "Ленинградской музыкальной весне"
в апреле 1987 помогло Бутусову поверить в собственные силы, а горячий
прием рок-н-ролльной аудитории на подмосковных рок-фестивалях в
Черноголовке и Подольске все в том же 1987 подготовил почву для
последовавшего за этим взрыва. В декабре был триумф на "Рок-панораме",
куда группу привел ее тогдашний менеджер Константин Ханхалаев. И
колесо фортуны закрутилось.
Вместе с тем уже тогда во взглядах
Бутусова и Умецкого на будущее "Наутилус Помпилиус" наметились
серьезные расхождения, которые привели к тому, что в феврале 1988,
во время работы в студии "Sintez", последний решил покинуть
группу и заняться собственными кино- и музыкальными проектами. В
состав был ангажирован экс-гитарист "Урфин Джюса" Игорь
"Егор" Белкин, а в студии многие гитарные партии записывал
их звукорежиссер Владимир Елизаров. Оставшуюся часть года "Наутилус
Помпилиус" активно гастролировал по стране под аккомпанемент
неуклонно нараставшей вокруг него истерии и записал массу материала,
часть которого появилась на их первой пластинке "Князь тишины"
(1989).
22 ноября 1988 Бутусов внезапно объявил,
что увольняет всех музыкантов. Последовала новая волна слухов и,
наконец, в самом конце 1989, Бутусов обнародовал состав обновленного
"Наутилус Помпилиус": Беляев, Игорь "Гога" Копылов
(p. 20 июля 1962, Ленинград) (экс-"Петля Нестерова"; бас)
и Игорь Джавад-Заде (экс-"Арсенал"; барабаны). Дебют новой
группы состоялся в феврале 1990 на концерте, посвященном 5-летию
Свердловского рок-клуба.
В мае Бутусов снова пригласил в группу
Белкина, летом они побывали на музыкальной конференции "New
Music Seminar" в Нью-Йорке и записали альбом "Наугад",
в котором участвовали также сессионеры Олег Сакмаров ("Выход",
ныне "Аквариум"; флейта) и Петр Акимов ("Выход";
виолончель).
Следующие два года прошли в непрерывных
гастролях по стране; Джавад-Заде ушел и за барабаны вернулся Альберт
Потапкин. Осенью 1992 свет увидел альбом "Чужая земля",
однако на следующий год история "Наутилус Помпилиус" начала
с некоторыми вариациями повторяться: после концертов в Калининграде
Бутусов неожиданно уволил обоих гитаристов; уже начатая запись нового
альбома была приостановлена, а его материал был переписан с лидером
"Агаты Кристи" Вадимом Самойловым в качестве продюсера
и нового гитариста. Альбом "Титаник" вышел весной 1994.
В 1993 также вышел "Отчет", сделанный к десятилетию "Наутилус
Помпилиус" альбом-посвящение, на котором их песни поют звезды
отечественного рока.
Бутусов вновь привлек к участию в
"Наутилус Помпилиус" Алексея Могилевского, в то время
как гитаристом стал участник его "Ассоциации" Николай
Петров. Записанный этим составом альбом "Крылья" оказался
менее интересен, чем предыдущие работы группы. Их единственным новым
хитом стал заглавный номер альбома, а концерты проходили в полных,
но реагировавших крайне вяло залах.
Видимо, ощущая необходимость вырваться
из этого порочного круга, осенью 1996 Бутусов и Кормильцев отправились
в Британию, где был записан альбом "Яблокитай": его спродюсировал
известный музыкант Билл Нелсон (Be-Bop Deluxe), а в записи участвовали
местные сессионные музыканты, но прежде, чем он увидел свет, в январе
1997 Бутусов снова распустил группу.
История обновлена в сентябре 1999 года
|