Видимо,
что-то, свыше посланное, витало над бывшей столицей в начале 30-х,
ибо чем иным объяснить невероятный всплеск рок-музыкальной активности
в то время. Москва сыто похрюкивала, вспоминая и переваривая Олимпиаду,
в канун которой в белокаменной было, в основном, покончено с алкоголиками,
тунеядцами, рокерами и прочей нечистью. В Питере, слава богу, этого
не случилось, и "новая волна" отечественной рок-музыки
пришла именно с невских берегов.
Чем было заняться в "душные"
времена в городе, напоминающем забытую театральную декорацию, весь
воздух которого пронизан настоящей историей, а не совковым новоязом?
Как было выделиться в маленьком грязноватом но недорогом кафе на
Невском, среди полубезумных поэтов, недобитых хиппи и прочей тусующейся
молодежи? Новое время породило новый универсальный язык — рок-музыку,
и массовый интерес к ней был неизбежен. В ряды музыкантов рекрутировались
любые таланты и их поклонники, потому что сказать свое слово друзьям
под гитару было проще, чем напечатать что-либо в газете, а тем более
— снять кино или устроить художественную выставку. Жесткий урбанизированный
ритм современного города выдавил из себя сопли и вздохи т.н. самодеятельной
песни, оставив бледным детям проходных дворов жесткую сетку буги-вуги
и проблемы, которые не всегда исчезают вместе с прыщами.
Шлялись по раздолбанным
питерским улицам и зассанным подворотням два бездельника — работяга
Леша Рыбин и пэтэушник Виктор Цой. Первый играл в доморощенной
команде с вечным названием ПИЛИГРИМЫ, второй терзал бас-гитару
в ПАЛАТЕ N6, и оба заходили в гости к уже легендарному Майку (ЗООПАРК)
или к Свинье — Андрею Панову, главному и идейному панку города на
Неве. На квартире Свина у Парка Победы, где был кое-какой аппарат,
репетировали АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ (чем не SEX PISTOLS
?), пили зачем-то нагретое сухое вино, слушали свежие западные
пластинки. Там и прозвучали первые песни Цоя. На рубеже 80-81-го
вместе с УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ Цой и Рыба мотались в Москву "давать
панк-рок" на квартир никак Троицкого, играли на разных питерский
сейшенах. По легенде, уже в это время "старик Державин",
в смысле БГ, услышал Цоя, поющего с компанией в электричке, и
предложил всевозможную помощь.
Летом 81-го, обалдевая
от затягивающего крымского безделья, Цой, Рыба и Олег Валинский
создают группу ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ, которую уже осенью принимают
в члены ЛенРок-клуба. Валинского вскоре забирают в армию, и он исчезает
из дальнейшей истории группы Осень и зима прошли в репетициях, квартирниках,
поездках в Москву, и к весне 1982 года, сменив название на КИНО,
группа садится в студию Дома юного техника Андрея Тропилло, где
под руководством Гребенщикова записывает свой первый альбом. В записи,
помимо собственно Виктора Цоя и Алексея Рыбина, принимали участие
все музыканты АКВАРИУМА Вскоре состоялось и первое электрическое
выступление на сцене рок-клуба вместе с Михаилом "Фаном"
Васильевым и Дюшей Романовым. Все 30-минутное выступление шло нон-стоп
под фонограмму драм-машины, а на коду "Когда-то ты был битником...''
выскочили из-за кулис с инструментами БГ, Майк и Панкер, устроив
веселый хепенинг. К лету 82 -го альбом был закончен и по длительности
записанного материала получил название "45". Б него первоначально
вошли 14 песец но из окончательного варианта убрана "Я—асфальт".
Запись медленно, но верно
стала расползаться по стране, о группе заговорили, пошли один за
другим квартирники и опять же гастроли в Москве. По осени, взяв
напрокат будущего барабанщика ЗООПАРКА, КИНО записывает в студии
Малого драматического театра у звукорежиссера Андрея Кускова несколько
песец в т.ч. "Весна" и "Последний герой", впоследствии
вошедшие в пластинку "Неизвестные песни Виктора Цоя".
Однако, в тот момент запись была забракована, Виктор забрал ленту
себе, и распространения она не получила.
19 февраля 1983 года
проходит электрический концерт КИНО в рок-клубе вместе с АКВАРИУМОМ.
Группа выступала в гриме, костюмах с жабо и фальшивыми бриллиантами,
исполняя при этом "Электричку", "Троллейбус"
и "Алюминиевые огурцы". В основной состав приглашается
гитарист Юрий Каспарян, и где-то на горизонте замаячил барабанщик
Георгий "Густав" Гурьянов, а по весне из группы уходит
Рыбин. Лето уходит на совместные репетиции с Каспаряном, плодом
которых стал альбом "46", хотя сделан он был как демо-запись
будущего "Начальника Камчатки". Леша Вишня, записавший
демо у себя дома, сбросил ее друзьям на пару пленок — и интерес
был столь велик, что даже полуфабрикат разошелся моментально. Однако,
осенью 1993 года Цою пришлось залечь на обследование в психиатричку
на Пряжке, чтобы закосить от армии. Через полтора не лучших месяца
в жизни он получает "белый билет", пишет "Транквилизатор"
и в феврале 1984 года женится на Марьяне. Эта свадьба стала эпохальным
событием в рок-жизни Ленинграда, потому что о ней вспоминают практически
все гости, а их было человек 100, в т.ч. БГ, Майк, Титов, естественно,
все КИНО и др. Весной группа уже с Титовым на басу открывает "Безъядерной
зоной" 2-ой Фестиваль рок-клуба и получает лауреатское звание.
Накопился новый песенный материал, и летом 1984 года в студии "Антрoн"
Андрея Тропилло начинает писаться "Начальник Камчатки".
К записи приложились; Цой, Каспарян, Титов, Гребенщиков, Курехин,
Трощенков и Гак-кель. Великое братство питерских музыкантов.

В марте 1985 года еще
одно звание лауреата на 3-м Фестивале рок-клуба, и вскоре садятся
опять к Тропилло писать "Ночь". Хотелось записать модную
тогда музыку типа DURAN DURAN, с модными приемами игры, что привело
к затягиванию процесса. Альбом никак не получался, и летом Цой с
Каспаряном бросили "Ночь" недоделанной и за неделю с небольшим
в студии Леши Вишни записали "Это не любовь". Работали
под самодельную драм-машинку практически вживую с одной накладкой
— голосом. Титов за один день прописал бас-гитару и уехал на гастроли.
К осени "Это не любовь" была сведена, и пошла по стране.
В январе 1986 года наконец-то выходит "Ночь". Параллельно
растет популярность, и весной на 4-м Фестивале рок-клуба в 1000-м
зале ДК "Невский" КИНО — уже в "окончательном"
составе: Цой, Каспарян, Густав и Игорь Тихомиров на басу — получает
диплом за лучшие песни, в т.ч. за "Хочу перемен" и "Дальше
действовать будем мы". Летом все киношники уезжают на съемки
фильма "Конец каникул" в Киев. Б июне в Москве в ДК МИИТ
состоялся совместный концерт московских и питерский групп, где КИНО
выступило наравне со сверхпопулярным тогда АКВАРИУМОМ и АЛИСОЙ.
С этими же группами выходит в Америке "Красная волна"
- первая подобная пластинка в истории русского рока. По осени Цой
поступает работать в "Камчатку" — котельную на Петроградской
стороне, ставшую местом паломничества питерских тусовщиков. В ней
Рашид Нугманов организует съемки студенческой короткометражки "Йя-хха!",
там же проходят сьемки фильма "Рок". Осень и зима проходят
в Ялте на съемках "Ассы" Сергея Соловьева Весна 1987
года богата событиями концертной жизни: премьерные показы "Ассы"
в ДК МЭЛЗ, последнее выступление на фестивале рок-клуба, где получают
приз "За творческое совершеннолетие", первый выезд за
границу во Францию. В это же время на порто-студии "Ямаха
МТ 44" начинают записываться материалы к альбому "Группа
крови".
Осенью 1987 года Цой
улетает в Алма-Ату к Нугманову на съемки фильма "Игла".
В связи с этим КИНО практически прекращает концертную деятельность,
но доводит до ума "Группу крови", выход которой вместе
с "Иглой" породил на следующий год натуральную "киноманию".
Начинаются триумфальные гастроли по стране — КИНО собирает многотысячные
залы и стадионы. 16 ноября в Лужниках во время мемориального концерта
памяти Башлачева зрители полностью смели стулья в партере, но,
несмотря на мерзкое поведение администрации, Цой достойно доводит
выступление до конца. За это КИНО на целый год запрещается выступать
в Москве. Параллельно с концертной продолжается и творческая деятельность.
На все той же порто-студии весной записывается черновик, а 21-30
декабря 1988 и 3-10 января 1989 года в стуции Валерия Леонтьева
— уже окончательный вариант "Звезды по имени Солнце",
которую решили попридержать до осени. Летом Цой с Каспаряном ездили
в США, а в это время "Игла" выходит на второе место по
прокату среди советских фильмов, и Цоя признают лучшим актером года.
Начало 1990 года проходит в непрерывных гастролях и поездках за
рубеж, в том числе в Японию, с которой намечалось широкое сотрудничество.
Летом, после изнурительных гастролей, завершившихся 24 июня грандиозным
концертом на Большой спортивной арене Лужников, КИНО уходит "на
каникулы", и Цой с Каспаряном на даче под Юрмалой записывают
под акустическую гитару материал для нового альбома 15 августа
1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погибает в автокатастрофе.
Кассета с записью голоса чудом сохранилась, в октябре-ноябре Каспарян
с Тихомировым на студии Видеофильм дописывают инструментальные партии,
и к концу года выходит последняя пластинка, записанная труппой,
т.н. "Черный альбом" (названный так из-за цвета обложки).
КИНО занимает первые места во всех хит-парадах, стены всей страны
исписаны словами "Кино" и "Цой — жив", но история
группы окончена, осталась красивая легенда о "последнем герое"
— Викторе Цое, остались его песни и фильмы.
|