
Рождена в год Крысы матерь-молнией
от грома-отца. Нарек именем Алиса ее сказ очник-странник Святослав
Задерий. У колыбели бражничали гурьбой олухи царя небесного - Задерий,
Шаталин, Нефедов, Кондратенко, Борисов.
В год Быка Черной ночью
на красных горах приняла крещение огнем от горлопана-расстриги Кинчева
Коськи и кощея-горемыки Петьки Самойлова. Энергию грозы в слово
облекать училась у отпетых кощунников Задерия, Кинчева, Самойлова,
Кондратенко, Нефедова.
В год Тигра засеяла поле
по ту сторону добра и зла да в сторожах ожидать всходов знатных
по ставила Кинчева, Самойлова, Кондратенко, Нефедова и Васильева
Серегу.
В год Зайца не точила
лясы, не хоронилась под кустом, а собрала урожай, испекла хлеба,
да накормила страждущих. Блокадой спеленутых, да еще, пуще того,
на Адский союз словом посягнуть рискнула, и вместе с ней, рука об
руку, Шаталин, Нефедов, Кондратенко, Самойлов да Кинчев.
На тропу войны год Дракона
ей встать повелел. Сказано - сделано. За правое дело с великой
радостью бой держала. А вместе с ней, к облаками звезды чехардой
слов морочить. Что с нее, пропащей, взять? Летит над землей, где
ни остановится везде шабаш чинит и снова свой путь налаживает. И
вместе с ней летяг да песни горлопанят Кинчев, Самойлов, Шаталин,
Королев, Нефедов, Чума.
В год Обезьяны обратила
глаза к Луне да так и замерла, зачарованная, собирая в ладони лунные
кольца. А вокруг дрожали в степи ночные костры, к которым стягивалась
Армия, готовая шагнуть и в огонь, и в воду — по ее единому слову.
А принимали бойцов на круги своя те же Кинчев, Самойлов, Шаталин,
Нефедов, Королев, Чума. А над ними опрокинулось глубокое небо в
звездах, а под ноги им растекалось рек серебро, да от безумства
хмельного ветра согревала их на лунном пути костров горячая медь...
Так и несло налегке Кибитку, лихое братство, только Алиса все смотрела
на небо, собирая в горсти тонкие блики.
Год спустя назвала имена
тех, кто свалился с Луны, да учиться у птиц песням оставила в Дураках
Кинчева, Самойлова, Королева, Нефедова, Чуму и Шаталина. Век бы
ей тешиться веселить почтенный народ, выше ветра головы не носить.
А позарилась на Перунов цвет да хватила жару, так что остались
покаянными бражники вчетвером — Шаталин, Самойлов, Нефедов, Кинчев.
И горевали вместе.
Год Собаки венчал ее черной
меткой. Не дрогнула, приняла раскрытые руки и отправилась в путь,
не касаясь небес, до самого края земли - по горячему следу. А вместе
с ней в полуденных, спелых травах по плечи, умываясь маковой росой,
гуляли, пели, шли своей тропой Кинчев, Шаталин, Нефедов да Петя
Самойлов. И между ними куполом зажглась радуга.
В канун года Свиньи там
на краю, на грани тени и света, где дважды в день встречаются две
зари и величают повелителем Солнце в огненной колеснице, увидели
они, как поднимается на небо новая звезда - звезда Свиней, грозящая
миру печатью Зверя тревожной участью перемены времен. И тогда повернули
обратно - успеть предвидеть и предсказать, и так встретили год Свиньи
Кинчев Коська, Петька Самойлов, Миша Нефедов, Андрюха Шаталин,
Алиса - который год своего пути, а сколько еще впереди им назначено...
А над ними все горит Солнце и блеском холодит подковы ржаных коней.
Так и несет их от реки
к реке, от облака к облаку, от звезды к звезде.
...B ноябре 1983 года
из музыкантов ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА и ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА во главе
со Святославом "Алисой" Задернем собралась новая группа.
Свою кличку Слава сделал названием команды и, таким образом, сразу
связал новорожденную группу родственными узами со Страной Чудес
и Зазеркальем За первый год своего существования АЛИСА стяжала себе
известность в стенах питерского рок-клуба и чуть-чуть за его пределам
, но, по воспоминаниям самих музыкантов, "настоящая жизнь"
началась только после того, как Задерий пригласил в группу москвича
Костю Кинчева, взамен Бори Борисова, прежнего вокалиста.
В феврале 85-го состоялись
первые репетиции в обновленном составе, а в марте того же года АЛИСА
стала лауреатом 3-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, как бы
отметив свое второе рождение.
1985 год принес АЛИСЕ
еще одну перемену. Гитарист Андрей Шаталин получил диплом железнодорожника
и уехал по распределению в Прибалтику, а группа осталась без
гитариста. И тут появился Петя Самойлов, который уже долгое время
ходил неприкаянным и нигде не играл, его даже перестали бесплатно
пропускать на рок-клубовские концерты Кроме него на роль гитариста
претендовал Андрей "Худой" Васильев. Слава 3адерий склонился
в сторону Пети: Петя сочинял песни, а Худой нет. (Год спустя, после
возвращения Шаталина, а главное — в связи с уходом лидера и бас-гитариста
Славы Задерия в 1987 году, Петя был "понижен в ранге"
на две струны).
Свой первый альбом "Энергия"
АЛИСА сделала в жестком ново-волновом ключе, насколько это было
возможно с саксофоном, флейтой, скрипкой и виолончелью... "Энергия"
стала одной из первых в русском роке пластинок; изданных фирмой
Мелодия, и ей повезло больше, чем "Радио Африки" АКВАРИУМА
или "Белая Полоса" ЗООПАРКА, - альбом вышел без купюр.
По официальным (т.е. заниженным) данным, тираж винила превысил 1
000 000 экземпляров.
В 1986 году АЛИСУ стало
лихорадить — два лидера никак не уживались в одной группе. "По
ту сторону добра и зла" (программу, сыгранную на IV фестивале
ЛенРок клуба) они сделали еще вместе, а осенью на одном из концертов
Задерий сказал остальным : "Подождите, я сейчас..." и
исчез. "Алисовцы" в спешном порядке нашли замену -басиста
группы КИНО Игоря Тихомирова, которому тут же, в гример -ке, показали
нужные аккорды.
Через некоторое время
Слава все же вернулся в группу, и так периодически то пропадал,
то снова появлялся в АЛИСЕ, пока в 1987 году не собрал новую команду
НАТЕ! — название для которой, кстати, придумал Кинчев.
Впоследствии Слава Задерий
рассказывал, что впервые они серьезно рассорились с Костей после
того, как прочли сценарий "Взломщика", в котором Кинчеву
предложили сниматься. Концепция фильма, укладывающаяся в традиционную
схему (неблагополучная семья ...сын рок-музыкант... кража синтезатора...
милиция), показалась им весьма убогой и Слава посчитал -то в таком
фильме Константину играть не стоит. Но Кинчеву в тот момент было
необходимо устроиться хотя бы на какую-нибудь работу, его крепко
донимал участковый милиционер (с перспективой ареста за тунеядство)
и в одну из последних встреч взял подписку обязующую Костю трудоустроиться
в течение месяца. И Костя принял предложение режиссера Огородникова,
тем более что тот обратил внимание на Кинчева еще в годы своего
студенчества, когда учился во ВГИКе. Тогда Огородников собрался
экранизировать на современный лад пушкинского "Медного всадника",
а Константину отводил роль Евгения. Эта идея так и не была реализована,
а во "Взломщике" Костя сыграл главную роль, за которую
позднее получил награду на международном кинофестивале в Болгарии...
Весной 1987 года АЛИСА приступила к работе над СБОИМ вторым альбомом—
"БлокАда". Альбом получился заметно тяжелее "Энергии"
и гораздо более цельным и продуманным хотя записали "Алисовцы"
его за три дня.
17 ноября 1987 гола перед
концертом группы в ленинградском Дворце спорта "Юбилейный
произошел инцидент, который вылился в долгий судебный процесс
традиционно называемый "делом Кинчева". Милицейский кордон
не пропускал Константина и его первую жену, Анну Голубеву, и когда,
наконец. Костя взвинченный, вышел на сцену, одну из песен ("Эй,
ты, там, на том берегу") он посвятил: "иностранным гостям,
присутствующих в этом зале, ментам и прочим задам". Через несколько
дней в ленинградской газете "Смена" появилась публикация
24-летнего Виктора Кокосова, названная «"Алиса" с косой
челкой» : "Хаиль, Гитлер, на том берегу" - прокричал в
микрофон солист группы К Кинчев. Часть зала застыла в недоумении
- уж не ослышались ли? Другая часть, перед эстрадой, казалось, ничего
не заметила и продолжала раскачиваться из стороны в сторону. В
такт музыке ''. Костя, по паспорту Панфилов, по праву рождения -
Кинчев, эта фамилия досталась ему от деда-болгарина, революционера
и антифашиста. Он тоже был Константином. Его и других мятежников
арестовали в 1933 году, в Болгарии, и за решеткой одной из островных
тюрем они создали подпольную организацию, сумели освободиться, а
потом благополучно добрались до берегов Турции. Там группа революционеров
разделилась—часть осталась в Турции, а часть (в том числе и Кинчев)
эмигрировала в Советский Союз, где Кос-то Кинчев жил с 1935 года.
В 37-м он был арестован и расстрелян на руднике "Ударник"
в Ногайской бухте.
Надо ли говорить, как
воспринял Константин обвинение в фашизме. АЛИСА подала на "Смену"
в суд за клевету. Разбирательство должно было состояться в начале
1988 года в зале Куйбышевского рай-нарсуда (г. Ленинград), но власти,
естественно, воспротивились суду над газетой. В то время это было
невозможным. В начале марта Кинчева арестовали на квартире у директора
АЛИСЫ А. Тимошенко за, якобы, учиненный там пьяный дебош, а через
три дня - без всякого повода, в подъезде. Дело отложили до 23 марта,
взяв с АЛИСЫ подписку о невыезде. На следующий день группа уехала
с концертами в г. Псков. По возвращении Костю посадили на 7 суток;
сославшись на "убитого в Пскове милиционера", но потом
вынуждены были отпустить - за отсутствием состава преступления.
Незадолго до последнего
заседания суда (3 октября 1988 г.) газета опубликовала официальное
извинение перед музыкантами группы — буквально в несколько строк;
после чего АЛИСА решила прекратить дело.
Трудно сказать, то ли "утяжеление" стиля, то ли неспокойная
участь музыканта скандальной АЛИСЫ заставили по завершении дела
уйти из группы Андрея Шаталина и Павла Кондратенко. Кондратенко
создал собственную группу ЗАМОК 30 и записал несколько альбомов,
пока в 1990 году не продал свои клавиши и окончательно канул в творческое
небытие. В 1988 году АЛИСУ оставил еще один музыкант Саша "Пончик"
Журавлев, и весь следующий год с группой выступал саксофонист ДДТ
"дядя Миша" Чернов.
В начале года в АЛИСЕ
появился новый гитарист Игорь Чумычкин, игравший в московской группе
99% и участвовавший в записи альбома Юры Наумова "Перекати-поле".
По рекомендации Юры Чума и оказался в АЛИСЕ вместе с клавишником
из 99% Андреем Королевым.
В новом составе АЛИСА
записала "Шестой Лесничий" и параллельно, на одном дыхании,
полуакустический-полухулиганский альбом "206, ч.2", который
практически сразу исчез и нашелся только через несколько лет в
городе Жиганске (!). Летом 1989 года в АЛИСУ вернулся Андрей Шаталин.
Следующий альбом "Шабаш"
решили сделать концертным. Его сводили на студии ВПТО Видеофильм,
и от концертного варианта, записанного в Лужниках 28.10.90 года,
остались, дай Бог, ритм-секция и восторженные возгласы зрителей
возле сцены, но атмосфера концерта от этого не пропала, и "Шабаш"
— самый "живой" альбом за всю историю группы. На той
же студии "Алисовцы" записали "Для тех, кто свалился
с Луны" — мистический, в духе бродячего балагана, "маленький,
забытый всеми, Театр". Этот альбом стал последним выпущенным
на виниле, все последующие издавались только на кассетах и CD. На
той же студии музыканты начали, было, писать новый альбом "Черная
Метка", но Видеофильм ввязался в тяжбу с Госкино, и однажды
"Алисовцы" увидели там людей с автоматами, которые опечатывали
помещения... "Черную Метку" АЛИСА отыграла как реквием:
12 апреля 1993 года гитарист группы Игорь Чумычкин покончил с
собой, выбросившись из окна квартиры в Москве. В альбом вошли три
песни самого Игоря, одну из которых Чума закончить уже не успел,
и за него это сделал Кинчев.
Практически сразу после
выхода "Черной Метки", проехав мощным "Метка-туром"
"по просторам необозримым, местам сказочным, заповедным"
(по всей стране до самого Владивостока), АЛИСА приступила к работе
над двумя новыми программами; одна из них ("Джаз") была
записана осенью 1995 года; вторую Костя назвал "Звездой Свиней"
и планировал выпустить политическим памфлетом к предвыборной кампании
1996 года. Хотя по его словам, лидер АЛИСЫ старался никогда не вмешиваться
в политику, пока однажды не заставила необходимость: август 1991...
... Залезли мы на троллейбус,
на крышу, поем, пули свистят. Я говорю : "Ребята, не волнуйтесь,
если кого и скосит, то нас - первыми. "сказал Костя, мол, "пока
я жив, ребята, все нормально". - ...Там. на баррикадах, витал
такой дух... Героина.... то есть героизма, конечно, - добавил Чума,
который тоже там был.
Два года спустя И. Чумычкин
(посмертно) и К. Кинчев были представлены к медали "Защитника
свободной России". После убийства Дмитрия Холодова Костя вернул
награду обратно, посчитав, что награждать имеет право только то
правительство, которое того достойно. Тем более, в наше время.
Второе рабочее название нового альбома "Печать Зверя"
отсылает к апокалипсическим сказаниям о пришествии на землю Антихриста,
который покажется кому князем, кому нищим, а кому волхвом и отмети»,
печатью лбы и руки своих последователей - так, чтобы были заметны
издалека и не посмели креститься. "Печать Зверя клеймо стада".
Канун новой Эпохи. |